Дизельные генераторы 300 квт
Дизельный генератор 300 кВт. Назначение.
Электрическая мощность 300 кВт - величина серьезная. Для справки: при выходе из строя основных турбогенераторов на американском линейном корабле типа «Айова» (а это практически плавучий город с населением в 2700 человек и множеством электроприводов на судовых машинах и вооружении) аварийным источником электроэнергии служат два ДГУ по 250 кВт. Дизель-генератор 300 кВт может питать индукционную плавильную печь с загрузкой 250 кг чугуна и весь комплекс грузоподъемных агрегатов при ней. При выплавке цветных металлов мощности ДГУ хватит для двух-трех печей с аналогичной производительностью.
Потребляемая мощность современного токарно-фрезерного обрабатывающего центра - 15-30 кВт. То есть, ДГУ может обеспечить работу участка из 10 ОЦ. Башенный кран потребляет 100-130, бетономешалка на 1,5 м3 - около 35, бетононасос производительностью 25 м3/ч - 40 кВт. Норма потребляемой мощности для квартиры - 3 кВт.
То есть, дизельный генератор 300 кВт может служить основным источником питания для:
- небольшого литейного или механического производства;
- строительной площадки многоэтажного здания;
- жилого дома на 100 квартир или же небольшого поселка;
- удаленных от электросетей объектов инфраструктуры (таких, как складские терминалы с рефрижераторными камерами, насосные станции, буровые установки и т.п.);
- концертных, спортивных, киносьемочных площадок, оборудованных мощными осветительными приборами;
- временных госпиталей.
В качестве аварийного (резервного) источника электроэнергии ДГУ подобной мощности может использоваться и для более крупных потребителей. Дизельные генераторы в Москве (к примеру, как в наиболее развитой и разветвленной энергосистеме) могут служить для аварийного обеспечения работы станций сотовой связи, эскалаторов метро, питания насосов системы пожаротушения и эвакуационных лифтов при «обесточенном» пожаре в высотном здании.
Особенности конструкции.
Принципиальная схема любого дизельного генератора одинакова: вал дизельного двигателя напрямую, через редуктор, муфту, цепную или ременную передачу (при довольно экзотическом несоосном размещении) соединяется с валом электрического генератора.
То, что сейчас принято называть дизель-генератором, технически верно именуется дизель-электрическим агрегатом, поскольку в его конструкцию включены устройства управления и контроля, бак для топлива, несущая конструкция (рама), пылевлагозащищенный корпус (в зависимости от исполнения). Однако, в техническом обиходе и ДЭА, и дизель-генераторы называются просто «дизельные генераторы», или ДГУ (дизель-генераторные установки), и это наиболее уместно.
Чаще всего, в ДГУ применяются асинхронные электрогенераторы. Это связано с особенностью характеристик тока на выходе. Частота тока в синхронных генераторах напрямую зависит от частоты вращения вала, и потому в конструкции ДГУ предусматриваются механические устройства, обеспечивающие постоянную частоту вращения вала генератора (например, вариатор). В асинхронных подобной прямой зависимости нет, однако в конструкцию ДГУ включаются выпрямитель и инвертор для стабилизации выходной частоты.
Стоит учитывать, что при использовании в конструкции синхронного генератора нестабильна частота тока, а у асинхронного - напряжение. Для нивелирования этих показателей в схему ДЭА включаются разнообразные регулирующие устройства. Входным сигналом для этих устройств может быть понижение напряжения в питаемой сети либо превышение частоты тока.
Ведущими производителями электрогенераторов высокой мощности являются Marelli Motori, Stamford, Leroy Somer.
В качестве двигателя уместно выбирать дизель с высоким крутящим моментом и небольшим числом оборотов. При подобном подходе к выбору двигателя достигается определенная стабильность по частоте и напряжению; и при возрастании нагрузки в сети и, соответственно, на валу генератора, преодолеть ее без использования громоздкого редуктора, позволяет именно большой крутящий момент.
Дизельные двигатели с подобными характеристиками традиционно выпускают Ярославский моторный завод (ЯМЗ), Cummins, Mitsubishi, Volvo, John Deere.
Кстати...
Однажды в не столь далекой истории нашей страны произошло событие, в котором могли бы сыграть роль дизельные электростанции. Москва, 2005 год, знаменитые веерные отключения. Тот же МНПЗ, имея в своем запасе хотя бы два дизельных генератора 300 кВт и забрав для них топливо из собственной готовой продукции, мог бы не требовать аварийного переключения на другую подстанцию, вызывая тем самым «бегущую волну» перегрузок городской энергосистемы.