Заземление дизель-генераторов
В дизельных генераторах много вращающихся деталей, а законы физики гласят, что трение вызывает появление статического электричества. Поэтому в целях безопасности (избавления появления искры от статики и возгорания) их необходимо заземлять перед началом эксплуатации.
Устройство для заземления
В систему для заземления входят:
- Зажим (к нему присоединяются все проводники), он находится возле основного прерывателя цепи дизельного устройства.
- Проводник. Он объединяет заземляющий зажим со всеми металлическими частями, которые под напряжением не находятся.
- Электрод, представляющий стержень из стали, покрытый медным сплавом. Он закапывается в землю. Электродов может быть несколько.
- Провод из меди определенного сечения, объединяющий зажим с электродом. Место, в котором они соединяются, должно быть защищенным от повреждений, однако для осмотра – свободным. Здесь требуется установить табличку, предупреждающую о расположении заземляющей системы «Не трогать. Заземление электрическое».
На территориях, где имеется электросеть (общая), а хозяин – один-единственный потребитель, подсоединенный к питающему общественному трансформатору, на присоединение к электроду (муниципальному) разрешение нужно брать у властей. Если дозволения дано не будет, то нужно установить отдельный электрод заземления.
Проводник с генератором соединяется при помощи болтов, находящихся на его корпусе, с электродами – путем сварки. Элементы системы заземления вкапываются на 2,5 – 3 метра.
В зависимости от сопротивления грунта определяется количество стержней для лучшего заземления дизельного агрегата. Чтобы защитные устройства могли срабатывать (в случае с возникновением неполадок), должно быть достаточным петлевое соединение (но не излишним).
Если при неисправности происходит утечка тока, ее уровень высчитывают по формуле, приведенной в требовании I . E . E . Regulations.
Соединенные с нейтралью и проводником заземляющие электроды должна иметь каждая установка с передвижным (установленным на тягаче или прицепным) генератором.
Что использовать для заземления
Для заземления можно использовать один из этих заземлителей:
- Оцинкованное железо (лист). Его размер 50 см х 100 см.
- Стержень из металла 1,5 – 1,6 см – в диаметре, длиной не меньше 150 см.
- Трубу металлическую (длина не менее 150 см, диаметр – 5 см).
Важно: для заземления запрещено использование трубопроводов для воды и газа.
Надежное контактное соединение заземлителя с проводом заземления должны обеспечивать специальные зажимы. Другой конец провода подсоединяется к клемме заземления дизельного генератора. 4 Ом и не более – таково сопротивление контура заземления, который должен находиться близко от дизельного устройства.
Заземлитель погружается в землю до влажных грунтовых слоев.
Системы заземления
Для дизельных генераторов, работающих в качестве автономных источников питания, используется изолированное заземление нейтрали. Для центральной сети применяется глухозаземленная нейтраль. Системы заземления бывают такие:
TT |
Электростанция заземлена с помощью независимого аппарата заземления и нейтрали (глухозаземленной) источника тока. |
TN-S |
На всем протяжении система состоит из нулевых проводников (защитных и рабочих). |
TN-C-S |
Вначале нулевые проводники совмещаются в один, а затем разделяются на автономные. |
TN-C |
Всего один нулевой проводник входит в систему. В нем (на всем протяжении) совмещены проводники (защитный и рабочий). |
IT |
Состоит из заземленных проводников электрической установки и изолированной нейтрали источника электротока. |
TN |
Используют там, где имеются сети с нейтралью (глухозаземленной). Здесь проводящие ток открытые части соединяются нулевыми проводниками с нейтралью источника тока. |
Важно: только специалист (в соответствии с нормативами) должен заземлять оборудование и проводить расчет допустимого максимального сопротивления. Осуществление этих действий требует, помимо высокого профессионализма, наличия специального оснащения.